Остров Крк

Прошло почти полгода с последнего большого путешествия по альпам в Словении. Дни стали длиннее и зацвела магнолия. А это значит пора достать треккинговые ботинки и отправиться куда-то поближе к морю или горам. А поскольку мы в Хорватии, то имеем уникальную возможность совместить два удовольствия сразу — море и горы.

Это не первый хайк в этом году. Традиционно на первое января мы уже сходили на Снежник — вершину в парке Рысняк, в надежде увидеть панораму Кварнера с островами (включая Црес и Крк), но мы просто походили в густом облаке и поели бутеров на горе. За прошедшие пару месяцев накопилась усталась и зимняя хандра — пора было взбодриться и идти встречать весну.

Крк наряду с Цресом самые большие острова Адриатики. Несмотря на свою абсолютно разную форму (Црес — вытянутый, как горный хребет посреди моря, а Крк более широкий) они имеют удивительно схожие значения площади — около 405 кв.км. На обоих островах мы были лишь однажды проездом на остров расположенный южнее Цреса — Мали Лошинь. В этот раз мы хотели осмотреться в древнем городке Крк и пройти маршрут до удаленной вытянутой бухты Вела Лука, обойдя остров вдоль моря и вернувшись через плато Mjesečev.

Остров Крк прекрасен во всех отношениях и незаслуженно был обделен нашим вниманием. Во-первых, до него ехать всего пару часов от Загреба. Во-вторых, не может быть плохим место, которое облюбовали люди с глубокой древности — его заселили греки 2400 лет тому назад, а некоторое время позже, у острова Цезарь сражался с флотом Помпея. В-третьих, виды там просто обалденные — как на сам Крк с его скалами и бухтами, так и просто сказочный вид на Далмацию, на Велебит и ближайшие гористые острова. В-четвертых, сейчас март, а значит еще нет жары, скорее даже холодно по хорватским меркам и значит гарантированное отсутствие толп людей. В этом и оказалась главная прелесть этого выезда — мы были совершенно одни на тропе, как будто все вымерло.

Ночевать мы собирались в апартаментах в городе Крк, одном из самых древних поселений Хорватии (во-времена древнего Рима — Курикум, оттуда и современное название). На итальянском город называется Veglia, как и наши апартаменты (рекомендую).

Пока ехали из Крка в Башку на начало тропы, хлестал дождь. Нет плохой погоды, есть неподходящее снаряжение, — оптимистично заявил я ставшую привычной фразу в таких ситуациях. Правда, выяснилось что Лена не взяла непромокаемые штаны. Штооож. Надеемся что ливень ослабнет хотя бы до состояния моросящего дождя.

Наконец мы в начале тропы. Дождь прекратился. Оставили машину на пустом паркинге кемпинга Валамар (офигенный кемпинг в очаровательном месте, сюда точно надо ехать) и медленно двинулись вдоль разметки.

Если двигаться против часовой стрелки — то вначале тропа идет прямо у воды под соснами, минуя несколько живописных песчаных бухт, скрытых между выступающих скал. Все это очень напоминает Ликийскую тропу, особенно Западную часть.

Дальше происходит смена декораций — сосны остаются позади и вы идете будто по степи вдоль скалистого обрыва. Тут самое время сделать перерыв на кофе c видом на море. Полтора года назад мы ходили в поход по Северному Велебиту и смотрели на все эти острова с высоты птичьего полета. А теперь сидим и глядим на него со стороны моря. Кайф.

Наконец-то тестирую джетбоил. Время кипения воды, конечно, впечатляет!

Идем дальше и обрыв становится выше. Мы огибаем остров с юго-востока, переносясь в инопланетный пейзаж. Эта южная часть выжжена солнцем — вокруг одни камни известняка с розовым оттенком.

Пройдя немного нам открывается еще одна скрытая бухта. Цвета и текстуры данной локации меня не перестают удивлять. На фотографиях никаких фильтров. Вживую, разумеется, это совершенно удивительное зрелище; Спектр шире, насыщенность глубже. И запах моря. И шум волн. И шуршание гальки под ботинками.

Дальше тропа идет по камням и затем вы оказываетесь совершенно в неожиданном месте, словно вы в Шотландии, разве только не хватает вереска и мха.

Попадаются артефакты античной цивилизации.

Чем дальше мы шли тем больше усиливалось чувство необычности происходящего. Мы шли по прижимистой тропе вдоль изумрудных вод залива очень нехарактерного для Хорватии из-за своей вытянутой формы и из-за голых желтых скал.

Залив Вела Лука прямо глядел на материк, на Северную Далмацию, возвышающийся хребет Велебит и на Свети Юрай под ним. Материк заволакивали тучи, вот уже вершины скрываются под пеленой дождя. Несколько минут — и вот стена дождя накрывает городок. Кажется вот-вот и ливень накроет бухту вместе с нами.

Но направление бега облаков было обратным, ветер был с Юго-Востока. Дождь двигался прямо вдоль прибрежной линии, не дотягиваясь до нас.

И это был не просто ветер, это был Юго или известный под другим именем — Сирокко. Южный ветер, зародившийся у северных берегов Африки, в сухом тропическом воздухе, он шел через все Средиземное море, через всю Адриатику, набирая в себя влагу и принося низкие облака и затяжные дожди.

Эта картина нас завораживала. Второй удивительный момент мы тут наблюдали — орлы. Огромные орлы, которые летели стаей, не меньше 10 особей. Всегда думал что они одиночки или парные создания.

Как водится, тропа начинает брать вверх на скалы, возвышающиеся над Вела Лукой. Мы шли по не наветренной стороне и становилось очень жарко от прикладываемых усилий.

В момент когда я не выдержал и решил снять с себя штормовку, мы уже почти поднялись и от ветра стало становиться холодно — пришлось обратно натягивать куртку.

Ну что сказать, наверное это главный вид этого дня.

А дальше родилась у меня такая заметка.

Жизнь — это не только работа, семья, личные заботы, радости и страхи, карьерный рост, кредиты, инвестиции или запись к врачу. Она выходит за рамки общества, экономики, политики, законов, культуры и традиций.

Она намного обширнее нас самих, глубже наших взглядов и убеждений, выше нашей веры. Жизнь — это океанские течения; она охватывает гравитацию, потоки фотонов и термоядерные реакции нашего Солнца, тектонические движения, экосистемы и климат. Все это — часть природы.

Важно осознавать эту связь, ведь есть силы, на которые мы не способны повлиять. Мгновение — и могут исчезнуть привычные связи, торговые пути или установившийся мировой порядок. Мгновение — и вся наша жизнь может кардинально измениться. Или вовсе прерваться. Мы не в силах совладать со стихией, но мы живем вопреки или благодаря ей.

Как же впечатляет стоять на вершине горы посреди моря, на острове, очарованным стеной дождя и облаками, затягивающие Велебит и прибрежные города, обдуваемый свежим, но при этом удивительно теплым ветром Юго, предвестника скорых изменений — весны.

Важно помнить об этом, чтобы ценить каждый момент, отведенный нам, ибо он так быстротечен. Переведи дух, путник. Вдохни полной грудью теплый морской бриз, принесенный Юго и продолжай свой путь навстречу неизведанному.

Дальше мы распугали небольшое стадо овечек с ягнятами и двинулись в сторону Башки, но уже по плато. Это плато необычное. Тут всюду заборы, сложенные из камней. И это очень древние сооружения, выложенные еще греками. Их предназначение — защита почв от эрозий и схода оползней. Тут также есть и цисцерны и шелтеры. Но мы до них не дошли. Двигались вдоль этих стен, иногда словно в каменном лабиринте.

Шлось легко — мы медленно сбрасывали высоту. Море и острова теперь были по левую руку. Когда вернулись к машине, то выглянуло солнце, а у мыса появилась радуга. Чудесный маршрут!

p.s. Дождь до сих пор идет в Загребе на момент публикации — вторник 12 марта 2024