Triglavski prsten или соло велопоход по Словении

Красота Юлийских альп в Национальном парке Триглав

Вступление

Triglavski prsten («Триглавски пырстэнь») по хорватски значит «Триглавское кольцо». Кольцо обрамляет сердце и символ Словении — Триглавский национальный парк с высшей точкой — Триглавом. Кольцо украшено изумрудными самоцветами — озерами Блед и Бохинь. Искусно вырезано русло с изумрудной водой в толще известняка — река Соча, берущая начало у подножий Триглава. 140-километровое ущелье с шумящими порогами, каньонами и водопадами, над которыми возвышаются стены Юлийских альп.

Наверное еще с момента первого большого велопутешествия двенадцать лет назад я стал думать о походе где-то в Европе. Были знакомые, кто путешествовал по Черногории и Италии, и их истории очень вдохновляли. Ранее я уже катался по Финляндии с женой, но в формате походов выходного дня. Хотелось же отправиться в более протяженное и более сложное путешествие.

И вот, наконец, я пакую вещи и завожу будильник на 6:30, чтобы утром отправиться в первый такой трип.

О маршруте

Это радиальный маршрут с началом и окончанием в Любляне протяженностью 330 километров и с 4500 метрами вертикального набора (по факту; а планировщик вообще 5100 метров показал). Маршрут не самый простой, но только из-за протяженности и серьезного набора. Однако, за каждым подъемам следует длинный спуск. Дороги 99% асфальт и где-то четверть дорог — выделенные велодорожки. Безопасность и комфорт езды — максимальные. Красота видов вокруг — максимальная; невероятные сцены завораживают и не позволяют чувствовать себя уставшим.

День 1. Любляна — Крань — Блед — Кемпинг Бохинь, 95км.

День 2. Бохинь — Поклюка — Мойстрана — Краньска Гора — Крница, 75км.

День 3. Крница — Перевал Пршыч — Бовец — Толмин — Кемпинг Шорли в Коритнице, 98км.

День 4. Коритница — Любляна, 68 км.

Маршрут и GPS трек похода
Трек на моем Комуте

Подготовка

После экспериментов с «байкпакингом» я решил вернуться к корням. Установил багажник на заднее колесо и повесил на него баулы. Просто, надежно, очень удобно. Нет, не так. ОЧЕНЬ удобно. В отличие от множества сумок, развешенных по всей раме, где все запаковано и затянуто до предела, доставать любую мелочь в течение дня теперь снова быстро и просто. Ставить лагерь или собирать лагерь — просто. Забыл намазаться солнцезащитным кремом и вспомнил уже спустя час езды — остановился, открыл сумку, достал что нужно, убрал. Без выволакивания всего содержимого сумки наружу и последующей перепаковки. Туринг наше все.

Велосипед для похода - сумки, багажник, крепления для фонаря и воды

Мой сет: Kona Rove NRB, багажник Racktime, баулы Ortlieb Classic (20 л. каждый баул), сумка на руль для перекусов, мелочей и документов, маленькая сумка-техничка на раму, три крепления для бутылок (2,6 литра).

День 1.

От Загреба до Любляны я доезжаю ровно за полтора часа. Паркую машину на перехватывающей парковке на южном въезде в город.

Здесь можно оставить машину на пару часов или на несколько дней. В паркомате нужно купить карту Urbana — она позволяет воспользоваться бесплатным автобусом от парковки до центра города, а также оплатить парковку. Оплатить парковку без карты нельзя. Купил 4 дня, вышло 20 евро + 1,8 за карту.

Парковка в Любляне

Достал вел из машины, нацепил баулы, надел шлем, отправил жене сообщение что я стартую и поехал по выделенной велодорожке до центра Любляны.

Время 10 утра, но в старом городе уже толпа. Делаю фотку на берегу Любляницы и уезжаю в сторону города Крань. Из города еду по длинному проспекту буквально до края города, по Celovška cesta. Пересекаю Саву по мосту. Показалось, что цвет воды еще более насыщенный и яркий, нежели чем в Загребе. Затем велодорожка кончается и я еду по дороге.

Через некоторое время появляется разметка, отдающая велосипедистам край дороги, ехать очень комфортно, движение машин слабое, поверхность ровная, ветра нет. Однако местами сильно воняет говнецом — навозом обильно удобрены поля вокруг. Кручу без напряжения по 20-25км/ч. Слева виднеется стена Камникских альп — остроконечные пики все еще со снегом в кулуарах. Месяц назад мы там ходили на перевал Камнишко в седло и дивились количеству снега.

На подъезде к городу Крань перекидываемся парой слов с другим велосипедистом на светофоре. Знакомимся. Олли, экспат из Уэльса. Живет два года в Любляне и в восторге от жизни здесь. Разделяю его мнение, рассказываю о своей жизни в Загребе и что мне тоже тут очень нравится. Доехали вместе до центра старого города.

Исторический центр Краня, Словения.

Крань симпатичный городок, но я не планировал долго тут зависать. Обменялись контактами, договорились еще как-то встретиться и попить кофе/пиво.

Настрой чудесный, двигаюсь дальше. На заправке купил воды и залил в две пустые бутылки. Следующая остановка — у озера Блед. Я снова еду по выделенной велодорожке мимо полей. Дорога заканчивается, еду по сельской, но асфальтированной дорожке.

Велодорожка в Словении

Затем начинается какое-то петляние у моего навигатора. Каждые 300 метров какие-то перекрестки, развороты, и в итоге я плутанул. Оказался сначала странной парковке с самосвалами, затем начался гравийный, очень пыльный крутой спуск вниз навстречу цементному заводу. Меня охватывают сомнения о правильности направления, смотрю в телефон — да, пропустил еще один поворот налево. Тащу вел на себе обратно. Со второго раза нашел поворот и он оказался какой-то стрёмной, грязной тропой через лес, в котором меня кто-то больно ужалил за ногу. Испугался что змея, даже ровно две дырочки были, но отека не случилось; В общем тут моя вина, надо было лучше проверить трек, которые мне сделал Komoot. В этих петляниях и срезках по логике приложения, была цель увести меня от автомобильной дороги. Но лучше б ехал по ней — в тени леса, почти без трафика и очередного подтверждения правила «короче не значит быстрее».

Вернулся на дорогу, через 40 минут я уже ехал по велосипедным указателям на озеро Блед. Дорога проходила через милейший городок с альпийской архитектурой. На горизонте сверкали альпы, шумели горные речки с прозрачной водой. «Ну какава красота»!

Красота природы Словении

На Бледе огромное количество людей. Я едва нашел место у западного окончания озера. Виды оттуда были классные.

Романтический вид на остров с церковью на озере Блед.
Вид на остров с церковью

Сел есть колбасу с хлебом, умылся водой из озера. Жарко, люди купаются, я бы тоже окунулся, но решил дотерпеть до Бохиня. Время 3 часа дня, большая часть на сегодня пройдена, остается всего 30 километров, хоть и под горку. Я не спешу, наслаждаюсь бутербродом, шикарным видом и прохладой в тени.

Панорамный вид на озеро Блед и его замок
Лепота озера Блед с его замком на скале

Воду требовалось долить и я нашел вот такой источник. Ха, сэкономленные пару евро!

Источники чистой питьевой воды в походе в Словении

Здесь начинает чувствоваться близость больших гор. Стояли здоровенные массивные склоны покрытые лесом, над которым виднеются скальные стены высотой 1500 метров. Над ними лежит плато, над которыми находятся высшие точки этого массива, включая Триглав высотой 2856 метров.

Вид на горы вокруг Бохиньской долины

Начинается пологий спуск, на котором не требуется зажимать тормоза, тепло, обдувает свежий ветерок. Впереди красивые горы, слева течет бирюзовая речка, на мелководье она становится совсем светло-голубой, почти белесой. «Молочные реки, кисельные берега».

Задница начинает затекать, останавливаюсь через 15 км, затем еще разок. Узнаю что тут есть тропа для велосипедистов и пешеходов, сворачиваю на нее и не перестаю восхищаться уровнем вело-инфраструктуры в Словении!

А пейзажи вокруг становятся еще более красивыми и захватывающими, так что я перестал думать об усталости. Цветущие луга, пение птиц, возвышающиеся вершины, все залито солнечным светом.

Вот я и у озера Бохинь. Пейзаж неожиданно напоминает норвежские фьорды. Последние 5 км и я у кемпинга. 15 евро и вот я ставлю палатку в лесу, и иду охлаждаться в озере. Вода ледяная, самое то после целого дня кручения под солнцем! Затем душ, ужин и отбой.

Природная красота озера Бохинь среди гор.

Сегодня проехал 95км.

День 2.

Встал в 7 утра, выспался. Позавтракал с видом на озеро и высящиеся скальные стены. Быстро собрался и поехал в сторону Stara Fužina. Возвращаюсь на вчерашнюю вело-пешеходную тропу и на развилке сворачиваю влево. Двигаюсь вдоль речки Ribnica.

В том направлении, куда уходила дорога, куда вел трек, была гора. Большая такая, с маленькими точками-елками наверху. Было 11 утра, а солнце уже сильно жарило. Уклон асфальта был таким сильным, что я пришлось сразу включать 1-1. И буквально через 400 метров я спешился и стал толкать вел. После второго витка серпантина стало чуть-чуть ровнее и я сел крутить. Но перед следующим витком снова спешился. Прошел метров двести и снова стало можно крутить. Футболка уже была хоть выжимай, а я проехал продвинулся всего на 2 километра. Спасением была тень от леса, в который уводила дорога. Когда выходишь на отрытые участки становилось очень горячо, как на сковороде.

На карту даже не хочется глядеть. Там еще 7 таких километров до точки, где профиль выравнивается и начинается спуск. Планирую сделать привал-перекус у точки, отмеченной как смотровая площадка. Там действительно открывается вид на Бохиньскую долину с высоты 600 метров.

На маленьком пятачке у витка серпантина стояли деревянный столик со скамейкой. Они не были пустыми, там обедала пожилая пара словенцев. Вот и состоялся мой первый диалог на новом языке. Криво-косо, словенцы и я говорили на хорватском. Точнее, они-то говорили хорошо, я так себе. Тем не менее удостоился комплимента «Dobro ti prices» 🙂

Красоты предгорий Юлийских альп

Удивил их и тем что мой вел что ни на есть обычный, а не электро, пожелали удачи и поехали дальше вниз. А я пополз наверх. Тень леса спасала, но стоило выехать на солнечный склон, снова стало тяжко. Но с каждым витком уклон уменьшался, пока я не выехал более-менее ровную дорогу, даже с небольшими участками вниз, где я мог перевести дух и дать мышцам ног раскиснуть. За последним витком серпантина — финишная прямая до точки, откуда я должен ехать благодаря кинетической энергии и силе гравитации.

Но этот километр вытащил всю душу из меня. Самой пониженной передачи совершенно не хватало. Да и толкать вел с таким уклоном пришлось с приложением немалых усилий.

Поднявшись, пью изотоник, привожу пульс в порядок и начинаю спуск. Выехал на широкую автомобильную дорогу и началось то, зачем, собственно, стоит подниматься. Спуск! Уклон был не сильным, так что поначалу мне не приходилось оттормаживаться, скорость держал 35-40км/ч. Вокруг стоял открытый хвойный лес, очень сильно напоминавший дороги где-то в Финляндии.

Дальше дорога выходила на склон плато и ускорение начало убыстряться все сильнее и сильнее. Начался серпантин. Набранная скорость уже становится опасной, зажимаю тормоза все сильнее и сильнее. Даа, это не гидравлика, конечно. Приходится прикладывать много усилий. Начинают затекать руки. Отпускаешь тормоз — скорость моментально взлетает до 50 км/ч. Сижу весь в напряжении.

Я никогда не разгоняюсь, когда дорога не просматривается вперед. А тем более на серпантине с крутыми виражами, огибающими скалы. Вот остаются последние пару витков, спуск становится более плавным и наконец дорогу видно до самой деревни — все без крутых поворотов. Отпускаю тормоза и лечу на всей скорости вниз. Ветер бьет мне в лицо, его свист громко стоит в ушах. И ничего не видно, все размыто, кроме кромки асфальта, мгновенно исчезающим под колесами. Здесь, видимо, была зафиксирована максимальная скорость 55 км/ч.

Информационный таблички в Словении

Сделал привал на остановке, напряжение от спуска проходит, накатывает эйфория. Перекусываю белковым батончиком, читаю на стенде про места, через которые идет мой трек далее. Это официальный маршрут через долину Радовна. Долина Радовна находится на территории нацпарка Триглав, вдоль ручья Радовна, в который впадают воды из ледниковых долин.

Табличка гласит, что что прогулка по долине оставит незабываемые впечатления, ибо очень красиво. Что ж, сейчас и узнаем.

Действительно, участок до деревни Мойстрана топовый. Во-первых, почти нет машин. Всего проехало на встречу 4-5 машин и пара байкеров за все полтора часа движения. Во-вторых, было плоско. Нет ни вкручиваний, ни адских спусков с необходимым торможением. Едешь и любуешься красотами. Можно остановиться и освежиться ледяной водой из горного ручья.

Великолепный вид на Юлийский альпы недалеко от Мойстраны

Однако, чтобы выбраться из долины, нужно преодолеть небольшой, но очень крутой подъем, буквально на пару витков серпантина, всего метров 400. Спешиваюсь я и еще пара велотуристов, которые догнали меня. Перекидываемся парой слов, желаем друг другу хорошего пути. Дальше снова спуск, где сворачиваю налево в сторону Краньской Горы.

Я диву даюсь словенской вело-инфраструктуре. До Краньской Горы ведет выделенная велополоса, с разметкой, знаками и местами для отдыха. Пользуюсь последним и устраиваю полдник (второй обед?) бутербродами.

Велодорожка в Краньска Гора

Утренний подъем из Бохиньской долины отнял все силы, а еще было очень жарко — я понял что уже задолбался. Но остается всего 25 км., времени просто вагон и никакой спешки нет.

Вид на Юлийские альпы в Словении

Я огибал Юлийские альпы с севера и передо мной начали открываться во всей красе их отвесные стены.

И тут, все что я видел вчера и сегодня начинает меркнуть. Они были великолепными и стояли так близко, за небольшими лугами и полоской леса, за которыми сразу уходят ввысь эти исполины.

Велодорожка идет вдоль верховья реки Савы, и это была совсем другая река, нежели в Любляне или Загребе. Здесь она еще не полноводная, с широким каменным руслом, в котором вода разбилась не несколько маленьких ручьев, несущих ярко-голубую, белесую воду очень быстро.

Пересекаю Саву через велосипедный мост вот с таким видом. Нет, ну у меня просто нет слов описать все это великолепие!

Велодорожка через Саву с видом на Юлийские альпы в Словении

Проехал через Краньску гору, очень милый, открыточный городок с австрийской архитектурой. Центральная улица была полна запахов пиццы и гриля, но я не поддался на соблазн!

Гравийная дорога вдоль горной реки в окружении Юлийских альп в Словении

Выехал обратно на автомобильную дорогу и после озера Ясна началась дорога на перевал. Я свернул с асфальта на гравийку, идущую прямо вдоль реки Пешница.

И здесь я открыл бонусную локацию дня с максимальным уровнем красоты.

Водопад на горной реке с видом на альпы

Поднимаюсь вдоль русла реки, отмеченного на карте как Velika Suha Pišnica (Велика Суха Пишница). Русло есть, воды нет. Но иногда слышно журчание под камнями. Уклон стал очень крутым и я спешился и дотащил вел до самого домика.

Каменная река в окружении скалистых гор Юлийских альп

Меня тепло встретили Милена и Марко, а также пес Тор, огромный старый маламут. Хозяева, люди в возрасте, но очень бодрые, не говорили по-английски. Поэтому снова мой ломаный хорватский мне здорово помогал.

Сегодня меня ждал вкусный ужин, вечер в гостиной за чтением книги с чаем и крепкий сон.

Горный приют в Юлийских альпах

За сегодня 72 км и 1600 метров набора. Puno umoran sam.

День 3.

После завтрака и быстрых сборов, я рассчитался. Ночь в общей комнате, ужин, завтрак мне вышли в 60 евро. Такие дела. Это дорого, но стоит сказать, что у меня не было другого выбора. В Триглаве запрещено стоят в палатке где попало. Да и особо вчера я не приметил ровного и скрытного места, где я бы мог спрятаться и поставить палатку. И был очень уставший, чтобы заниматься поисками. Поэтому и воспользовался местной инфраструктурой, о чем совершенно не жалел.

Домик стоял в тени скальных пиков Разор, Шпик, Криж и Стенар. Было прохладно, так что даже надел флиску и снял ее только на четвертом витке серпантина.

До автомобильной дороги было три километра, проходящих через брод, полоску леса и луг с ну просто с потрясающим видом на альпы.

Величественная панорама Юлийских альп

Я такого никогда не видел. Прекрасное начало дня!

Горная дорога ведущая к подножию альп в Словении

Выехал на Русскую дорогу и сразу же начал вкручивать. Однако уклон позволял крутить даже на изгибах серпантина. За все 28 витков до перевала я спешивался три-четыре раза, где было совсем уж круто, но через минуту возвращался в седло. Тени стен удерживали ночную прохладу, очень хорошо что я запланировал этот подъем на утро, пока нет жары и полон сил.

На одном из витков передо мной заваливается байкер из Чехии. Останавливаюсь помочь поднять байк с кофрами. Офигеть какой же он тяжелый. Поднять эту махину удалось только втроем.

Вторая остановка у Русской часовни. Возведенная в память о погибших русских пленных солдатах времен ПМВ, которые строили эту дорогу и попали под обвал. Часовня была закрыта, но территория ухожена. Поэтому официально этот серпантин на перевал и называется Russki put, Русская дорога. У площадки останавливается автобус, высыпают туристы и идут посмотреть на это место. Никакой вам «отмены».

Вообще вся долина реки Соча — это сплошной памятник, хранящий наследие Первой мировой войны. Наследие, которое напоминает о необходимости поддержания мира. Здесь проходили ожесточенные горные бои между армиями Италии и Австро-Венгрии. Кто уже помнит за что погибали те люди?

Я вернулся в седло и продолжил крутить. Медленно, но верно. Обгоняю пару велосипедистов на электровелах.

— «Wow, no engine?!», — спрашивает мужик.
— «Why no engine? It has bio-mechanical one», — смеюсь я.

Вид со смотровой площадки на Русской дороге в Словении

Останавливаюсь на первой смотровой площадке, меня с аплодисментами встречает группа чешских байкеров, одного из которых я помогал поднимать.

Следующая остановка была еще выше, с еще более эпичным видом на альпы. Разговорились с велосипедистом Шоном из Австралии. Поговорили о красоте гор, велосипедах и снаряжении, росте цен на все и о том, что жизнь штука короткая и нужно уметь ей радоваться. Шону оказалось 60 лет, а бы дал ему лет 45.

Вот я и на перевале. Время 11:10. Это был мое последнее значимое препятствие на сегодня, это значит, впереди целых 30 километров спуска, если верить профилю на карте. И затем где-то 55 км до кемпинга.

Перевал Вршыч

А дальше был мой самый лучший заезд в жизни.

Дорога в долине реки Соча

Сначала был очень резкий сброс виток за витком, где я изо всех сил жал тормоза и даже останавливался, чтобы дать рукам отдохнуть. Но после пары десятков петель, уклон уменьшился, дорога выправилась и плавно шла вдоль реки без резких поворотов.

Вот как на фотографии.

Машин почти не было, так что я просто скользил вниз без адского ускорения, наслаждаясь великолепием долины Сочи.

Река Соча в огружении зеленых гор

Я задумался об имеющемся количестве наличных денег, после того как шиканул этой ночью; На привале пересчитал — ровно 17 евро. На сайте кемпинга, в который я направляюсь, цена была 15 евро, включая 2 евро налог. Хватает в обрез, поэтому решил заехать в Бовец и снять немного налички. Однако, мой промах был в том, что я не взял пластик и понадеялся на наличие банкоматов с NFC, а их там не оказалось. Ну, тут либо мне повезет и хватит денег, либо там можно оплатить картой. А если нет — буду искать место под палатку, благо уже выехал с территории нацпарка.

Ущелье реки Сочи в Словении

После этого эпичного моста через ущелье с изумрудным цветом воды оставалось пятнадцать километров до Толмина. Там я решил купить мороженного. Еще через 14 километров я приехал в кемпинг. В кеминге можно было расплатиться картой, а ресепшн был комбинирован с баром, в котором было даже безалкогольное пиво. Вот это завершение дня!

Кемпинг стоял на небольшой поляне над горной речкой, к которой можно было спуститься. Криопроцедуры после дня вкручивания были очень кстати. Еще кстати был горячий душ, а то вчера-то в моем горном шале за 60 евро душа не было.

Кемпинг ухоженный, чистый, есть все что нужно. Cтавлю палатку, готовлю ужин, рассылаю всем сообщения и вырубаюсь около 10 вечера.

Сегодня почти 100 км и 1200 метров набора.

День 4

Утро доброе и тихое. Кажется, я хорошо восстановился, насколько это возможно. Cмотрю на карту и понимаю, что утро начнется с 15 километров тягуна на почти 500 метров. Но хорошая новость в том, что это первый и последний такой подъем. Далее вниз до самой Любляны.

Вид на горы из палатки в кемпинге в  Словении

По утренней свежести и пока были силы в ногах тягун давался легко. Перед последним взлетом к перевалу я встречаю группу французских велотуристов. О, это было событие дня!

Шесть французских джентльменов двигались маршрутом из Любляна до Шамони через альпы! Они были очень дружелюбные и веселые, тут же угостили конфетами и холодной минералкой. Я в свою очередь подарил батончик. Предложили сделать селфи и обменяться контактами. Примечательно, что они очень плохо говорили по-английски, а совсем не понимаю французский, тем не менее контакт был!

Как здорово встречать людей с такими же ценностями из разных стран, разных возрастов. Язык перестает быть большой проблемой.

Когда я почти поднялся на перевал, они меня догнали, но ушли на развилке в сторону Бохиня. Я же начал свой длинный спуск в сторону Любляны.

Через четыре часа я уже пил кофе на траве в центре словенской столицы. Еще через пару часов я был дома в Загребе и разбирал сумки из похода.

Триглавское кольцо успешно пройдено!

Выводы

• Формат соло похода классный. Ты едешь в своем темпе, никого не ждешь, никто не ждет тебя; Никто не слышит как ты материшься когда ты задолбался.
  • Словения чертовски красивая, хорошо устроенная страна. Приятно на все смотреть.
  • Развита инфраструктура. Супер безопасно во всех отношениях. На дороге, в кемпинге. Везде. Просто крути педали и наслаждайся.
  • Ночевки в гостиницах — дорогие. В принципе Словения недешевая страна.
  • Ставить палатку вне кемпингов нельзя, особенно на территории нацпарка.
  • Формат туринга гораздо удобнее чем байкпакинг.